Образование
Нормативный срок обучения по Образовательной программе дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №130 г. Липецка составляет 5 (пять) лет.
Нормативный срок обучения по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения №130 г. Липецка составляет 2 (два) года.
Нормативный срок обучения по Дополнительной образовательной программе по финансовой грамотности "Азбука экономики для дошколят" составляет 2 (два) года.
Нормативный срок обучения по Дополнительной образовательной программе по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о различных материках "Кругосветное путешествие" составляет 1 (один) год.
Реализуемые образовательные программы
Русский
При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не используется.
Краткая презентация Программы.
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 130 г. Липецка (название организации) (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847 (далее – ФОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующим до 1 марта 2027 г. (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями - санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. (далее - СП 2.4.3648-20);
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденные постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11.11.2020, регистрационный № 60833), действующим до 01.01.2027 г. (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20);
- Устав ДОУ;
- Программа развития ДОУ.
1) Возрастные категории детей, на которые ориентирована Программа
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей раннего и дошкольного возрастов от 1 года до 7 (8) лет с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, в том числе для детей с ОВЗ.
Особенности контингента обучающихся определяют специфику осуществления образовательной деятельности путем внедрения инклюзивных практик и коррекционной работы специалистов психолого-педагогической службы ДОУ № 130 г.Липецка. Таким образом, в дошкольных группах осуществляется воспитание, обучение, коррекция, развитие, присмотр и уход в форме индивидуальных и подгрупповых занятий: нормотипичных детей с нормативным кризисом развития; детей с отклоняющимся развитием, в том числе с одарённостью; детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью; детей, находящихся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющих детей; обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации, в том числе детей мигрантов, испытывающих трудности в общении и освоении образовательной программы на государственном языке РФ; детей и (или) семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей и (или) семей, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству); обучающихся «группы риска».
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.
2) Ссылка на Федеральную образовательную программу дошкольного образования
https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/
3) Характеристика части, формируемой участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками образовательных отношений Программы, предполагает углубленную работу в социально – коммуникативном и познавательном развитии пообучающихся.
Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и социальному запросу родителей (законных представителей).
Приоритетные направления развития |
Программы, технологии, методики |
Познавателное развитие |
Дополнительная образовательная программа формирования у детей старшего дошкольного возраста (6-7 (8) лет) представлений о различных материках «Кругосветное путешествие» (далее Программа) разработана на основе образовательной программы развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Здравствуй, мир!», А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова. – 5-е изд., - Москва: Баласс, 2022. |
Социально-коммуникативное развитие |
Дополнительная образовательная программа формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят», разработанная на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации; образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская (2-ое изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019) |
4) Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;
• обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей);
3)взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
5) возрастосообразность.
Воспитание детей отражено в рабочей программе воспитания, которая является компонентом Программы ДОУ № 130 г. Липецка и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями воспитанников, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволяет педагогам ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Численность обучающихся и языки образования
Адаптированные образовательные программы
Русский
При реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не используется.
Краткая презентация Программы.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 130 г. Липецка (далее ДОУ) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149 (далее – ФАОП ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников и запросов родителей (законных представителей).
нормативно-правовые документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»:
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599)
- Письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 №ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования содержание»)
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296, в изм.на 30.12.22)
И иными нормативными актами:
- Уставом ДОУ № 130 г. Липецка, (с изменениями и дополнениями)
- другими локальными актами ДОУ.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Данный подход к использованию ИКТ в работе с детьми позволяет сохранить целостность и уникальность дошкольного образования.
Программа сформирована как психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
- Возрастные категории детей, на которые ориентирована Программ
Контингент воспитанников составляет:
Возрастная категория детей |
Направленность групп |
Количество групп |
От 5 до 6 лет |
старшая компенсирующей направленности |
1 |
От 6 до 7 лет |
подготовительная компенсирующей направленности |
1 |
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений Программы, предполагает углубленную работу в социально – коммуникативном развитии обучающихся и предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Липецкой области, учитывает природно-географическое и культурно-историческое своеобразие региона.
Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и социальному запросу родителей (законных представителей).
Приоритетные направления развития |
Программы, технологии, методики |
Познавательное развитие |
Дополнительная образовательная программа формирования у детей старшего дошкольного возраста (6-7 (8) лет) представлений о различных материках «Кругосветное путешествие» (далее Программа) разработана на основе образовательной программы развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Здравствуй, мир!», А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И. Наумова. – 5-е изд., - Москва: Баласс, 2022. |
Социально-коммуникативное развитие |
Дополнительная образовательная программа формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят», разработанная на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации; образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская (2-ое изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019) |
2) Ссылка на Федеральную адаптированную образовательную программу дошкольного образования
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=lfcjv9qxqu261520570
3) Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной интеграции обучающихся с ТНР, будут недостаточно успешными без постоянного контакта с родителям (законным представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-восстановительного процесса. Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать изготавливать пособия для работы в ДОУ и дома. Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР:
1. Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода развития ребенка в период дошкольного возраста.
2. С возрастом число близких людей увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание, они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.
3. Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители (законные представители), семья в целом, вырабатывают у обучающихся комплекс базовых социальных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек.
4. Взаимодействие педагогических работников ДОУ с родителями (законными представителями) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Задача педагогических работников - активизировать роль родителей (законных представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
5. Укрепление и развитие взаимодействия ДОУ и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
6. Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
7. Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
- выработка у педагогических работников уважительного отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
- вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс;
- внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада;
- создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся.
8. Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:
- аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОУ;
- создание открытого информационного пространства (сайт ДОУ, форум, группы в социальных сетях).
9. Планируемый результат работы с родителями (законными представителями):
- организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания;
- повышение уровня родительской компетентности;
- гармонизация семейных детско-родительских отношений.
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский